Рекомендации по выбору профессии, поиску работы и прохождению собеседования.
Как правильно построить карьеру, с чего начать и куда двигаться.
Не выплачивают зарплату? Не законно уволили или сократили? Не дают отпуск? Тогда эта рубрика для Вас.

Распространенные рабочие конфликты

3 декабря 2010 11:00
 
   
 

Согласно учебникам по конфликтологии, ссоры в организациях бывают двух типов: вертикальные, в которых участвуют начальство и подчиненные, и горизонтальные, когда ссорятся коллеги. Чаще всего встречаются вертикальные конфликты – сотрудники недовольны действиями начальства и наоборот. "Выйти сухим из воды" в такой ситуации довольно сложно. Ссоры с руководством очень часто оканчиваются тем, что сотрудник увольняется по собственному желанию. Но кое-какие правила «ведения войны» – и для начальства, и для подчиненных – существуют.

  • Конфликт № 1. По новым правилам все проиграли

Один из самых распространенных вертикальных конфликтов – из-за новых порядков. Например, в компанию приходит новый менеджер и внезапно для сотрудников вводит жесткие правила поведения: запрещает носить джинсы и штрафует за опоздания. Если сотрудники настроены агрессивно, они могут саботировать такие распоряжения. Начальство, как правило, не хочет идти на компромисс и настаивает на новом регламенте. Тогда часть сотрудников может уйти из компании, а остальные вынуждены, сжав зубы, примириться и принять новый порядок.

При наборе сотрудников надо четко представлять, будет ли кандидат соответствовать коллективу и сложившейся атмосфере в компании.

Что же касается поведения сотрудников, то лучше не нарушать регламент демонстративно, раздражая начальника. Никогда нельзя идти на руководство, как в танковой атаке, напролом. Тут важно умение быть дипломатом, научиться торговаться. Прямой конфликт, по крайней мере, до суда, никак не поможет разрешить ситуацию.

  • Конфликт № 2. Скандал в большом семействе

Часто возникают трения в компаниях семейного типа, когда у новых сотрудников не всегда получается вписаться в сложившийся стиль отношений. Например, в некой фирме работают близкие люди гендиректора: сестра, жена, дядя и брат жены. Естественно, у руководства к ним особое отношение, и если они делают ошибки, то не будут так скоро уволены, как сотрудники «с улицы». Не зная этих тонкостей, легко нарваться на неприятность. Например, когда менее  ответственные и компетентные родственники начальства допускают ошибку, виноватым в ней руководство признает другого работника. Распознать компанию семейного типа не так просто, но, как правило, она небольшого размера. Поэтому, начиная работать в маленькой фирме, обратите внимание, есть ли среди ваших коллег те, кто позволяет себе не выполнять распоряжений руководства. Возможно, они и являются родственниками, и, следовательно, в отношениях с ними нужно быть особенно осторожными.

Попав в подобную ситуацию, нужно расставить приоритеты, определить для себя, что важнее в данный момент: работа в компании или душевный комфорт. Если работа перевешивает, то стоит смириться и воспитывать в себе легкий, уступчивый характер. Если же личное спокойствие на первом месте, то нужно поговорить с руководством и по итогам беседы уже решать, оставаться ли в этом месте.

  • Конфликт № 3. «И швец, и жнец» – плохая профессия

Бывает и так, что человека нанимают, закрепляют за ним определенные должностные обязанности, он приступает к работе, и тут обнаруживается следующее: на него вешают массу дел, которые не входят в его компетенцию и за которые он вроде бы не должен отвечать. При этом его зарплата не увеличивается. Обычно в таком случае сотрудник пытается обсуждать ситуацию с руководством. В ответ его «кормят завтраками», обещают завтра-послезавтра решить проблему и увеличить зарплату либо нанять еще одного работника в помощь. Однажды терпение кончается, и сотрудник покидает компанию.

Если вы уже попали в такое положение, когда приходится работать за двоих-троих, то можно попробовать сыграть в психологическую игру. Нужно уметь подчеркивать свои достоинства и достижения, добиваясь, чтобы тебя, такого аса, не отвлекали от твоей суперпрофессиональной работы на мелочи. И в ответ на предложение сделать что-то помимо непосредственных обязанностей идти на уступки: ну хорошо, я вас выручу. Руководитель при такой постановке вопроса чувствует благодарность к сотруднику, а у последнего появляется психологический бонус и возможность в следующий раз ответить на просьбу так: я вас выручал в прошлый раз, а теперь не могу – дела.  
  • Конфликт № 4. Перенесение проблемы с больной головы на здоровую

Судя по рассказам соискателей, нередка такая ситуация: непосредственный руководитель ставит четкие сроки для выполнения задачи, а затем косвенно противодействует ее выполнению, потому что не делает свою часть работы. И когда нужно подводить итоги, виновным оказывается только исполнитель. Если ваш босс относится к типу таких начальников «со сложным характером», вспомните первое правило поведения в организационном конфликте из учебника по конфликтологии. Звучит оно так: «проявляйте выдержку; ведите дело с максимальным тактом и осторожностью, чтобы не дать вовлечь себя в конфликт или усугубить его». А что, собственно, еще остается?

  • Конфликт № 5. Слабое звено увольняется
Коллеги, находящиеся на одной ступеньке иерархической лестницы, чаще всего начинают ссориться из-за лучшего места под солнцем. Два ассистента обижаются друг на друга, не поделив расположение своего менеджера, начальники отделов меряются своими вкладами в общее дело перед топ-менеджментом.

Еще один часто встречающийся тип конфликтов связан с карьерной завистью. Обычно ситуация накаляется, когда сотрудники примерно одинакового профессионального уровня начинают работать в компании либо вместе открывают филиал. Через некоторое время они обязательно оказываются на разных позициях. Практически неизбежно тот из двоих, у кого больше лидерских качеств, будет эмоционально подавлять другого. Менее энергичный от природы человек ощущает неудовлетворенность своим положением в компании, ведь его умение работать ничуть не хуже, а то и лучше.

Часто конфликтные ситуации возникают при распределении ролей в проектах, распределении зон ответственности. В том случае, если несколько сотрудников претендуют на одну позицию, и руководитель делает свой выбор, появляется счастливый обладатель новой должности и его недоброжелатели. Все это вопрос умения отстаивать свою точку зрения. Нужно сохранять уровень своей компетенции в глазах коллег и руководителей, а доказывать его нужно как делом, так и мастерством оставаться корректным в любых ситуациях.

Для добавления комментария необходимо авторизоваться

Логин Пароль
Получи 10 рублей за объявление
Регион не указан
Пожалуйста, выберите регион

Новые вакансии
Эй Си Нильсен
от 25 500 руб
 
Colins
от 15 000 руб
 
МАКСИ Консалтинг
от 80 000 руб
 
"Таганский мясокомбинат" (ОАО, ТАМП)
от 20 000 руб
 
"Таганский мясокомбинат" (ОАО, ТАМП)
от 45 000 руб
 

Статистика проекта

Просмотрено страниц за 24 часа 25902
Посетителей за 24 часа 4367
Посетителей на сайте 14
Зарегистрированных пользователей 32668